Зимний экстрим или путешествие из Москвы в Хельсинки.

После нашей чрезвычайно сложной январской поездки на CACIB в Финляндию я дала себе слово больше не ездить в северные страны зимой. Даже радость от того, что Дакша привезла из этой поездки 2 серьёзных титула – Чемпион Финляндии и Интерчемпион – не могла заглушить голос благоразумия: «Такой риск не стоит того».


Но, как говорится, плохое быстро забывается, в памяти остаётся только хорошее. Чем ближе был конец года, тем отчётливее звучал внутренний голос: «А не смотаться ли нам в Финляндию на Финиш Виннер?» Разум, конечно, начал протестовать. Но, взвесив аргументы «за» и «против», я решительно воспользовалась правом вето и отменила своё решение не ездить зимой в дальние поездки.


Записать на выставки мы решили Дэди. В связи с рождением деток она пропустила половину сезона, но теперь находилась в прекрасной форме. На моё предложение соблазнилась семья Зидана. Наш хэндлер Анастасия, в свою очередь, соблазнила поездкой юниорочку Гайду (Лобенгула Садики Гайя). Так что, подбиралась приятная компания. Своих личных собак я решила не записывать. У Дакши уже есть чемпионство Финляндии. Пачанге ещё не исполнилось 2 лет и она не могла стать Чемпионом Финляндии. Сауду не записала, чтобы не создавать конкуренцию Гайде. Всё-таки поездка достаточно дорогая и бодаться со своими, я считаю, совершенно ни к чему.
Мы начали готовиться: разрабатывали маршрут, искали подходящую гостиницу, заказывали визы. Мы с Леной Дмитрик, хозяйкой Дэсты Диары, должны были ехать на её машине. Машина была в ремонте. Сроки поджимали и вскоре мы поняли, что не сможем выехать, как намечали, заранее. Кроме того, изменилась процедура получения финской визы (раньше я без проблем сама делала Лене визу, теперь посольство требовало личного присутствия). Стало быть, квитанция на получение паспорта находилась у Лены, а сама она была за 500 км от Москвы… И ещё ведь не факт, что визу дадут. Об этом получатели могли узнать только, открыв свой паспорт. По телефону такой информации никто не давал. Лену клятвенно заверяли, что машина будет готова в среду, 8 декабря. Таким образом, она смогла бы выехать в четверг прямо в посольство, переночевать у меня и очень рано утром стартовать в направлении Финляндии. Таков был наш план.


Примерно за неделю до выставки мы узнали общее количество записанных риджбеков: 34 в первый день и 29 во второй. Эта информация нас слегка озаботила. Как сказала Анастасия, это либо очень хорошо, либо очень плохо. Обычно на эти выставки записывается в 2-3, а то и во многие разы больше собак. Особенно настораживало то, что под финскую судью на второй день собак записалось даже меньше, чем под англичанку. Мои финские друзья сказали мне, что заявлены совершенно не известные судьи, а финка в последний раз судила риджбеков лет эдак 20 назад. Но, делать нечего. Раз записались, надо ехать.
В последние несколько дней перед поездкой мы внимательно следили за погодой, т.к. очень не хотелось опять попасть в 35-градусный мороз. Но погода, на удивление, стояла стабильно хорошая – минус 4 градуса, без осадков.
В среду стало понятно, что ремонт машины затягивается.


В четверг он всё ещё продолжался, но надежда на то, что к вечеру машина будет готова всё ещё оставалась. Тем временем, в северо-западном регионе резко испортилась погода. Налетел сильнейший снегопад. По телевизору нам показали, что трасса в районе Великого Новгорода блокирована застрявшим транспортом. В Москве тоже погода стала меняться, сильно потеплело и к вечеру четверга пошёл дождь.


В 10 вечера Лена мне сообщила, что машина (о, чудо!) готова и она выезжает.


Визовый центр открывался в 8 утра. Примерно в 9 мы могли бы стартовать. Обычно я доезжаю до Питера зимой, с учётом зимней дороги, часов за 9. Так что, при благоприятном раскладе уже в 6 часов вечера мы можем быть в Северной столице. Добавим ещё 3-4 часа до границы и часа 3 до гостиницы в Хельсинки. Получалось где-то час ночи. Отнимаем 1 час разницы во времени и получается уже совсем приемлемо для пусть и не слишком долгого, но всё-таки сна после дороги. Короче, вроде, успеваем нормально.

Выехали мы, конечно, не в 9, а ближе к 10. За окном уныло барабанил дождь. Вскоре он закончился и начало примораживать. То, что мы едем по голому льду стало понятно, когда мы увидели, как отвратительно стала тормозить машина, идущая впереди нас. Мы снизили скорость, машина шла неустойчиво, Лена с трудом её удерживала. Где-то под Вышним Волочком мы попали в грандиозную пробку. Машины или двигались со скоростью примерно 5 км/ч или стояли вовсе. Так продолжалось 3часа. Мы и так сильно опаздывали из-за невозможности ехать быстрее 60 км/ч, а тут ещё эта пробка. Что самое интересное, причиной такой задержки движения было вовсе не ДТП, а просто сам факт, что трасса Москва-Санкт-Петербург проходит по городу Вышний Волочёк. А там, светофоры, пешеходы, ограничения скорости и прочие прелести. Мы жутко измотались в этой пробке и решили перекусить в ближайшем по ходу кафе. Мы взяли по полной порции борща, свиную отбивную, крепкий кофе и почувствовали, как силы вновь поступают в наши организмы. Выйдя из кафе вместо нашей машины мы обнаружили приличный сугробчик. Метель мела нешуточная. Пока отчищали от снега боковые стёкла, переднее опять было всё залеплено снегом. Пришла смс-ка от Зидана. «Мы застряли примерно в 170 км от границы. Ничего утешительного, дороги замело.» А мы-то думали, что они уже отдыхают в гостинице! Что такое «замело дороги» мы вскоре тоже узнали. Это, когда не видно ни края дорожного полотна, ни обочины, ни следов прошедших до нас машин – кругом одно белое марево. Никогда бы не подумала, что на трассе такое возможно!!! Просто безобразно вели себя на дороге фуры. По таким погодным условиям мы ехали достаточно в хорошем темпе, стараясь держаться правой полосы, если так можно было выразиться. Фуры сначала надвигались на нас сзади, давили массой и дальним светом. Смещаться вправо было опасно. Где дорога, а где обочина было не разобрать. Лена, обычно, включала аварийку, предлагая водителям фур самим нас обгонять. Фуры пролетали мимо нас в опасной близости, едва не задевая нас, при этом раскачиваясь из стороны в сторону. По ходу движения мы то и дело проезжали мимо фур, валяющихся в кювете. Профессиональные водители, а ведут себя хуже некуда!!! В Новгородской области мы чуть не стали свидетелями ДТП, в котором по дороге раскидало не менее 8 фур. Хорошо, что это произошло за несколько минут до того, как мы подъехали к тому месту. И, конечно, нам повезло в том, что наша легковая машина смогла проехать между разбитыми фурами и продолжить движение. Иначе, нам, наверно, пришлось бы там ночевать.

Проехав по шоссе метров 500 мы опять встали. Надолго. По тому, как вокруг нас стали обратно разворачиваться машины, мы поняли, что дело плохо. Лена сходила вперёд и узнала, что трасса блокирована грузовиками, которые заполировали дорогу и не могли подняться-спуститься с горочек. Нужно было срочно куда-то двигаться. Времени было уже 2 часа ночи, а нам ещё надо было доехать до границы, купить грин карту, выпить ещё хотя бы по 1 чашке кофе (иначе бы точно заснули за рулём), заправиться бензином, пройти границу, доехать до Хельсинки, найти выставочный комплекс (ни о какой гостинице речь уже не шла) и запарковаться. И успеть всё это до начала ринга в 9 утра!!!


Мы заметили, что большинство машин сворачивают куда-то влево. Я достала волшебную коробочку под названием «навигатор» и заложила адрес выставочного комплекса в Хельсинки. Приятный мужской голос уверенно повёл нас по просёлочным дорогам (иначе эти узкоколейки я назвать не могу). Было сложно разъезжаться со встречными машинами, но мы хотя бы двигались! Долго ли коротко, но мы всё-таки выползли наконец на трассу. И карту купили, и кофе попили, и бензина откушали. Стало уже немного светать, когда мы подъехали к границе. Увиденное нас совсем расстроило. Очередь из желающих попасть в Финляндию составляла примерно машин 80. Если будем стоять, опоздаем на 100%. И тогда мы решили попытаться пробиться без очереди. Объехав с правой стороны очередь, мы встали у шлагбаума. К нам направился хмурый пограничник. С надрывом в голосе Лена обратилась к нему: «Помогите!!!!!!!!!!!! Мы едем аж из Нижнего Новгорода и опаздываем на выставку!!!!!!!!!» Пограничник пожал плечами и сказал, что это не его проблема и, чтобы мы обращались к стоящим в очереди. Мы кинулись к первой машине с просьбой нас пропустить. Но водитель оказался, видимо, не собачником и вообще весьма вредным типом. Он сказал, что нас не пропустит, т.к. в прошлый раз, когда ему надо было срочно ехать, его никто не пропустил и он опоздал на паром. Такие люди всегда будут опаздывать на паром… Вторая машина была готова нас пропустить, если бы не тот факт, что они были вместе с первой. В третьей машине сидели шпицы (ринги у них начинались гораздо позже нашего), которые тоже ехали на выставку и понимали нашу ситуацию. Дай им Бог здоровье и множество побед!!! Они нас пропустили и мы достаточно быстро прошли паспортный контроль. На нашу животинку никто не обратил внимание. По своему опыту я знала, что больше времени обычно занимает прохождение границы с российской стороны, а у финнов всё проходит достаточно быстро. Однако, только не в этот раз. Мы потеряли ещё 25 минут, пока бдительный финик относил на экспертизу наш ПТС, который ему показался очень подозрительным.


Мы въехали в Финляндию около восьми утра по местному времени. До Хельсинки около 200 км. Наш ринг в 9, риджбеки – первая порода, записано всего 34 собаки. При таком раскладе шансов, по моему мнению, никаких.
Дорога возле границы мало чем отличалась от российской. Тоже лёд, снег. Но затем, по мере продвижения, на становилась всё более и более проезжей. По автобану мы уже летели, лихо обгоняя местных жителей. Я стала звонить и смс-ить нашим участникам и финским друзьям, чтобы разузнать обстановку. Никто, конечно, мне е отвечал, все ыли заняты своими собаками. Примерно за 20 км до финиша я получаю смс: «Идут кобели-чемпионы». Появилась надежда. Вот и Хельсинки, мы сворачиваем, согласно указаниям навигатора, с автобана. Улицы Хельсинки совершенно не чищены, движение очень медленное, полно светофоров. Ещё совсем немного и мы видим, наконец, выставочный комплекс!!! Неужели мы доехали??? Это просто чудо!!! Но, надо ещё найти парковку, добежать до павильона, подняться на второй этаж и найти свой ринг. Я беру Дэди и бегу бегом. Лена закрывает машину и следует за нами. Вот так, за 10 минут до сук-чемпионок мы прибыли на выставку!!!

О первой выставке практически ничего не могу сказать, т.к. мы прибыли туда под занавес шоу, когда заканчивался открытый класс у сук. Видела лично только сук-чемпионок и сравнение. Победили действительно красивые и достойные собаки. Но с большинством остальной расстановки многие были совершенно не согласны.
Лучшим Кобелём и Лучшим Представителем Породы стал Murumbi´s Bright Brolle For You

Лучшей Сукой стала Okawe Eeben Agabe.

Судья из Великобритании Tuomari Eleanor Bothwell имела ряд пунктов, которым она придавала особое значение, поэтому многие собаки получили оч.хоры. Не знаю, за что свой оч.хор. получил Чемпион Мира из Швеции Emoyenis Grand Zuberi, который на следующий день выиграл всё))), но ряду собак судья не могла простить «скрипкообразную грудную клетку» (это из описания ряда финских собак) и «плоскую лапу» - такой недостаток был отмечен у повального большинства. Следует отметить, что на выставке было чрезвычайно скользкое покрытие. Настолько скользкое, что организаторы подходили к ряду рингов (об этом рассказывали владельцы зененхундов) и просили владельцев обработать лапы антислипом, чтобы не было травм. И это в Скандинавии, где вообще запрещено всякое «косметическое» вмешательство!!! Не трудно догадаться, что собаки, особенно, с длинными пальцами, всеми своими когтями пытались «зацепиться» за скользкое покрытие и, как следствие, растопыривали пальцы. Но, как говорится, с судьёй не поспоришь. Наши результаты нас совсем не удовлетворили; 1 оч.хор. и 2 отлично-4. Тем не менее, очень приятно было повидаться с хозяевами наших пап, Хейди, владелицей папы Дэди, и Анной и Марко, владельцами папы Зидана. Они также очень были рады увидеть своих «внуков». Мы много общались с финскими заводчиками, благо практически все из них говорят по-английски. Очень порадовала дружная атмосфера в кругу финских риджбековладельцев.

После рингов мы почти сразу поехали с Леной в отель, т.к. валились с ног от усталости. Город был почти парализован по причине сильнейшего снегопада. Как я уже писала, снег был не убран совсем. Кроме того, холмистый рельеф местности повлиял на то, что некоторые дороги стали непроезжими. В таких местах были расставлены полицейские, которые не пускали водителей на эти американские горки. Наш навигатор упорно стремился проложить маршрут именно по таким проблемным местам. Но как проехать через полицейского? Даже, прикинувшись глухонемым, это сделать не представлялось возможным. Пришлось ехать наобум в надежде на то, что навигатор, в конце концов, выведет нас на нужную точку. Было такое ощущение, что мы проехали весь город и вдоль и поперёк, навигатор явно хотел устроить нам экскурсию по городу. Всё это было бы здорово, если б не ужасные дороги, по которым даже со скоростью 30 км/ч машину кидало из стороны в сторону а пробуксовка при трогании некоторое время не позволяла начать движение. И. конечно, мы были измотаны до предела. Достаточно сказать, что, когда навигатор говорил «проследуйте прямо», Лена отвечала «хорошо» и сворачивала направо. Было ощущение, что до отеля мы не доедем никогда))) Но, слава Богу, наши предположения не сбылись и до отеля мы всё-таки добрались! Поставили машину в подземный паркинг, а сами чудесно разместились в уютном номере. Очень хотелось кушать и спать. Ресторан, как мы выяснили, работал только с 6 часов, поэтому мы решили немного вздремнуть… и проспали до полуночи! Конечно, идти уже никуда не хотелось и мы довольствовались тем, что захватили ещё из дома. Ведь у русского туриста с собой всегда есть и колбаса и хлеб, чай и кофе. А потом обратно в объятия Морфея. Ведь до завтра надо полностью восстановить свои силы.

Утром мы с удовольствием приступили к завтраку в местном ресторане. Финские завтраки обычно отличаются качеством продуктов и отменным разнообразием. Так было и на этот раз. Мы набрали всяких вкусностей и неспешно приступили к трапезе. Торопиться было особо некуда, в этот день наши ринги начинались только в час дня. Оценив вкус соков, красной рыбки, колбаски, свежих овощей и фруктов, мне захотелось налить вторую чашечку кофе, как вдруг в ресторане погас свет. Уже было достаточно светло и мы подумали, что просто персонал экономит электроэнергию. Однако, и кофемашина, и соковыдаватель оказались тоже обесточенными. Пришлось заканчивать тем, что есть. Электричества не оказалось и у нас в номере. Но самым неприятным сюрпризом оказалось то, что электричества не было и в подземном гараже, а там все ворота-шлагбаумы, конечно, были электрические. Не хватало нам опять опоздать! Я побежала на рецепшн и обрисовала ситуацию с невозможностью покинуть гараж. Мне обещали прислать специалистов, которые пришли, прямо сказать, не сразу. Они стали долго ковыряться в механизме подъёма шлагбаума и преуспели только с 10-ой попытки. Так что, опять у нас не получилось без приключений.

Торопились мы, как потом выяснилось, совершенно напрасно. Судейство в нашем ринге протекало очень вяло, ринги задерживались часа на 2 как минимум. И это создавало новый повод для волнения. У нашего хэндлера Насти был билет на самолёт на 6 часов вечера…….

Наконец, началось судейство. Посыпались оценки «Очень хорошо», «Хорошо», «Без оценки». В недоумении остались не только мы, но и наши финские друзья. Я всё понимаю, каждая собака может показаться или не показаться тому или иному судье. Но сказать, что у Дэди «очень плохие движения», у растянутой собаки «очень короткий формат» и т.п. «характеристики» - это уже слишком. Судья из Финляндии Kirsti Lummelampi наставила столько Оч.хоров, что нам с Дэди даже пришлось выходить на сравнение, т.к. отличников не хватило на расстановку! В этой ситуации могло порадовать только то, что собаки из России, Ашаки Ами и Макао Нгумо Намди, став в своих классах второй и третьим соответственно, всё-таки получили, в результате, чемпионство Финляндии!!!
А победителями стали Emoyenis Grand Zuberi, Чемпион Мира из Швеции, выступавший в классе Ветеранов, и финская сука Ikimba Yahimba

Мы провели на выставке ещё какое-то время и тронулись в обратный путь. Дорога была во много раз лучше, по сравнению с тем, в каком состоянии она была по пути сюда. И на границе уже никому, почему-то, не показались наши документы подозрительными. Мы ехали без остановки до тех пор, пока не поняли, что устали настолько, что дальше ехать было опасно. Остановились на заправке, покушали в кафе и поспали в машине часов 5. На обратном пути, опять где-то под Вышним Волочком, в неприметном на вид кафе нам подали щи из русской печи – необыкновенно вкусно!!! Взяли себе на заметку это местечко. Примерно от Твери дорога была густо обработана реагентами, которые превратили лёд и снег в маслянистую чёрную жидкость. Приходилось каждые 10 минут останавливаться и протирать фары, т.к. в кромешной тьме ехать без света было очень не комфортно. Но уж лучше так, чем ехать по гололёду и снежному накату. Мы израсходовали 3 5-литровые бутылки незамерзающей стеклоомывающей жидкости!!!

Это было самое трудное путешествие в нашей практике. Лена совершила настоящий подвиг, находясь всё это время за рулём. Не каждый мужчина справился бы с такой дорогой. А Финляндия….. есть повод побывать там снова и добиться таки чемпионства! НО, конечно, уже не зимой)))))))))))))